СТРАНА ДУШИ (Часть2)

 

Год назад уезжала из Абхазии с некоторой горечью, – опять не удалось попасть в Каманы – святые места, связанные с именами свтоанна Златоуста,  Предтечи и Крестителя Господня Иоанна и мч.Василиска. Но, прошел год, и мы снова возвращаемся в Абхазию, ставшую уже родной «Страну Души». Чем одарит она нас в этом году?

Приехали, бросили вещи, пошли к морю, решили пройтись по городу. На каждом шагу предлагают экскурсии, иногда слишком навязчиво. Стараемся проскочить мимо зазывающих, как вдруг один из них, с каким-то удивлением, спрашивает: «Вы – что, не хотите поехать в Каман?!». Вот и определилось главное в моей нынешней поездке. Только, на деле, всё было не так просто. Самим  попасть туда  без машины и провожатых практически невозможно – достаточно далеко, в горах, мост через реку взорван, местность еще до конца не разминирована, мы же ещё с шестилетним ребенком. Неужели все-таки придется довольствоваться экскурсией? Не хотелось бы. Время шло, а мы все медлили. Оставалась последняя неделя…

Воскресная служба в храме Покрова Божией Матери, служит молодой священник, приехавший из Оренбурга в паломничество по святым местам. После службы живущая при храме монахиня сказала, что приезжий батюшка в понедельник едет в Каманы, желающие могут присоединиться. Господи, милости Твои безмерны!

Рано утром идем к месту встречи, подходит пожилой мужчина: «сестра, вы в Каманы? Садитесь в ту машину». Только сели, подошли остальные, удивительно, но всем хватило места. C какой дивной простотой Господь управляет всё!

Знакомая дорога до Нового Афона, после него, сменяется горным серпантином, на каждом витке которого мы видим появившуюся над морем радугу. После Сухуми – в горы, до взорванного моста. Настроились искать брод, но наш водитель позвонил, и, в скором времени, три стареньких уазика, забрав нас, перебрались через реку и, вытрясая из нас всё нутро, поползли в гору. Паломничество не должно быть комфортным, и поездка в горы на уазиках вполне соответствует этому условию. А еще, эти старенькие машины неожиданно подарили нам волнующее чувство гордости за свою Страну – куда там  каким-нибудь Хаммерам до них!

Первая остановка - у небольшого бревенчатого храма мчасилиска, расположенного в нескольких метрах от развалин древнего храма, построенного на месте погребения мученика, на пороге которого, по дороге в ссылку в Питиунт (ныне - Пицунда, в то время представлявший собой почти сплошные малярийные болота, куда ссылали на верную смерть христиан, из которых и образовалась старейшая в Абхазии христианская община, так, известно, что питиунтский епископ Стратофил присутствовал на Первом Вселенском Соборе в Никее в 325 г.), закончил свой земной путь святитель Иоанн Златоуст. Накануне ему во сне явился мчасилиск со словами: Мужайся, брат Иоанн, завтра мы будем вместе. Мощи мчасилиска и свт.Иоанна Златоуста были впоследствии перенесены в Византию, но сама могила сохранилась и окружена почитанием, как и высеченная из каменной глыбы гробница святителя Иоанна, доныне хранящаяся, как великая святыня,  в недалеко расположенном монастыре, куда мы и направились дальше.

У входа в монастырь нас встретил немолодой монах, несказанно обрадовался, что видит перед собой паломников, а не экскурсантов, которых приходится буквально одевать, а затем инструктировать – как вести себя в святом месте.  На вопрос о его имени ответил: «грешный Адам». Ознакомив нас с историей монастыря и находящихся в нём святынь, рассказал о чуде, бывшем незадолго до нашей поездки:

У источника св.мучасилиска на дереве установлен киот с его иконой. Эта икона исчезла, и монахи недоумевали, стоит ли вновь помещать ее там.

На дне источника сохранились камни, обагренные кровью мученика, велико желание запечатлеть и увезти с собой это дивное свидетельство. Так вот, на фотографии источника в том месте, где ранее находилась пропавшая икона, явственно проявился лик. Эту фотографию нам показал одам.  Что особо в ней поразило – абсолютно живые глаза. Потрясенные насельники монастыря срочно заказали икону, вернув её на прежнее место, после чего явление лика больше не повторялось.

А еще монах рассказал об истории третьего обретения главы Иоанна Предтечи:

Во время иконоборческих гонений в Византии монахи тайно вывезли святую главу, спасая её от осквернения, которому подвергались от иконоборцев вместе с иконами и святые мощи. Глухие места в горах Абхазии, на окраине империи, оказались лучшим местом для сохранения святыни. Каманы – место, освященное пребыванием свтоанна Златоуста и мч.Василиска, приняли еще одну величайшую святыню – главу Иоанна Предтечи. Три поколения монахов в величайшей тайне хранили её в нише, выдолбленной в скале недалеко от монастыря. Когда ересь иконоборчества была преодолена,  встал вопрос о возвращении святой главы в Византию. Таким образом, Предтечева глава была обретена в третий раз. В память об этом пребывании, в нише на скале явилось нерукотворное изображение святой главы. Так, у нас появилась возможность не только побывать на святом месте, но и приложиться к  самой святыне.

После акафиста свтоанну Златоусту, пропетому нами перед его гробницей, батюшка спросил, хочет ли кто-нибудь подняться к месту обретения Предтечевой главы (среди нас были пожилые люди и дети). Сначала вызвались всего несколько человек (подъем достаточно труден - 700 ступеней), но в результате пошли все. И в этом удивительное проявление благодати святых мест – неожиданное для нас самих преодоление немощей наших, невероятным образом появившиеся силы у малых детей и немолодых людей, измотанных трудной дорогой, к тому же изрядно проголодавшихся (рассчитывая попасть на Божественную Литургию, все были натощак). На вершине, перед святым местом стоял немолодой монах, судя по разложенным книгам, готовившийся совершить службу. Он смиренно отошел, предоставив нам возможность поклониться святыне.

Далее наш путь лежал к источнику свасилиска, забившему там, где измученные жарой и долгим переходом римские воины остановились, дав таким образом отдых и св.Василиску, весь этот путь проделавшему наравне с ними, несмотря на то, что он был обут в железные сапоги с набитыми во внутрь гвоздями. Обагренные кровью мученика камни находятся на дне источника и поныне.

Окунувшись в холодной воде источника, забыли всю свою усталость, тяготы трудного пути. Ощущение легкости и чистоты умиротворяло душу, не хотелось покидать это святое место.

На обратном пути мы заехали в сихайловское, где на кладбище похоронены Глинские старцы, после закрытия Глинской Пустыни нашедшие свой последний приют на Абхазской земле. Поклонились могилке схиархимандрита Серафима (Романцова), зашли в храм, заботливо открытый для нас его настоятелем иеромонахом Григорием – сколько святых молитв возносилось здесь!

Поистине, благодатная земля – «Страна Души», удел Божией Матери, - недаром самой почитаемой иконой на этой земле является «Иверская».

 

Ирина Ивановна Жежерун

 

Фотографии к статье: http://www.photoshare.ru/office/album.php?id=183693

 

Используются технологии uCoz