ВЕРУЮ, ГОСПОДИ,
ПОМОГИ МОЕМУ НЕВЕРИЮ!
(Мк., 9, 24).
Предательство Иуды. Кажется, о чем тут говорить
– и так все ясно. Только от чего-то возникает недоумение: если он с такой легкостью
решился предать Учителя, то почему тогда совершил самоубийство? Ведь не свою же
жизнь он менял на сребренники, да и прекрасно знал,
для чего иудеи ищут Иисуса? Что же двигало им, только ли сребролюбие? Но,
тридцать сребренников – сумма по тем временам
совершенно ничтожная. В общении со Спасителем он имел гораздо больше, - ведь
ему был поручен ящик для пожертвований (ковчежец),
который он носил на себе постоянно, а значит, всегда имел возможность
удовлетворять свою страсть сребролюбия. Предав Христа, он терял эту возможность
– ведь жертвовали не ему, а самому Спасителю. Он был слишком рассчетлив, чтобы не понимать этого. Тогда, в чем же дело?
Иудеи давно уже пытались
убить Христа, но Он каждый раз невредимый уходил из их среды, чудесным образом
избегая опасности. Иуда, как и другие апостолы, да и вообще все иудеи, ждал
Мессию-победителя, устроителя земного царства, а, значит, по его разумению,
Христос никак не мог пострадать от людей, в чем он не раз и убеждался, когда
Учитель вновь и вновь избегал, казалось бы, неминуемой опасности. Предавая Христа, Иуда был уверен в том, что
и в этот раз все обойдется. Он шел, по его понятию, не на предательство, а
на обман фарисеев, потому и согласился на такую ничтожную плату. Возможно, он
даже в словах Спасителя: еже твориши, сотвори скоро (Ин., 31, 27) увидел для себя некоторое
оправдание и поддержку (как и все, находящеся по действием своих страстей всегда
находят для себя оправдание). Во всяком случае, Учитель Сам
сказал ему: сотвори, значит, ничего
ужасного он не делает, а только возместит себе ту упущенную выгоду, которую мог
бы получить, продав многоценное миро (пример подобного невероятного
цинизма сребролюбивой души мы сплошь и рядом видим в нашей жизни, когда
продажные чиновники и политики, продавая за деньги все и вся не считают это
предательством, они просто не упускают свою выгоду, не задумываясь о
последствиях). Как же
велико было его потрясение от того, что произошло
потом, какой ужас и отчаяние овладели его душой – ведь он не того хотел! Так и мы – совсем не хотим предавать
Христа, но своими страстями, вернее – служением им, вновь и вновь предаем Его
на распятие. И какое потрясение будет ожидать наши души, когда явятся
последствия наших деяний?
Что было дальше?
Раскаяние души, не нашедшей в себе достаточно веры, породило отчаяние, отчаяние
привело к самоубийству.
Можем ли мы
сомневаться в том, что милосердный Господь простил бы Иуду, если бы тот в своем
раскаянии с верой обратился к Нему? Видел Иуда, что Спаситель прощал всех
грешников, никого не отверг. Но, кто согрешил так, как он? Он был в одном шаге
от истинного покаяния! В чем же дело, почему он не сделал этого единственного
шага, что помешало ему?
Увидев, что Спаситель не
только не избежал ареста, но и осужден на смерть, Иуда усомнился, что Он – Сын
Божий. Что дальше? А дальше – крах всей жизни, всех надежд и упований – ведь он
последовал за Иисусом Христом в надежде на, как сейчас говорят, блестящее
будущее в окружении Мессии – Царя Иудейского, а стал предателем, повинным в
пролитии неповинной крови, которому нет прощения, да и кто простит ему этот
грех, если Учитель – не Мессия? Не сребролюбие стало причиной его погибели (вернул
же он злополучные сребренники), хотя косвенно оно подвело его к тому, а – маловерие.
Вот сколь страшен этот грех,
коим все мы заражены (самих апостолов Господь укорял в этом грехе: чтовы так боязливы,, маловерные (Мф., 8, 26)). И апостол Петр, утопая в
пучине морской, услышал причину произошедшего с ним: глагола ему: маловерный,
зачем ты усомнился (Мф., 14, 31).
Как мало в нас веры, даже
слова Спасителя: У вас же и волосы на
голове все сочтены. Не бойтесь же (Мф., 10, 30-31) и: но и волос с головы ваше1не
пропадет (Лк., 21, 18) не убеждают нас, потому и боимся всего: завтрашнего дня, нищеты,
голода, да мало ли чего еще – у каждого свои страхи. Но пуще всего мы боимся
смерти. Почему, если мы верим в обетования Божии? Святые
радовались смертному часу своему, как дню рождения в жизнь вечную. Сколько
свидетельств уже было дано нам, но мы, маловерные, в глубине души сомневаемся.
Верую Господи, помози моему неверию (Мк., 9, 24).
Ирина Ивановна Жежерун