«Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся»  (Мф., 5, 42).

 

 

 

О МИЛОСТЫНИ

 

 Так все просто: когда кто просит у тебя, тому – подай, – так наставляет нас Спаситель быть милосердными. А дальше: «Да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Мф., 5, 45) и «будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым. Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд» (Лк., 6, 35-36). Здесь уже видим прямое уточнение, чтобы благотворить ко всем, без различия, не утруждая себя размышлениями о том, кому следует помогать, а кому – нет. Да и должен ли человек рассуждать о чьем-либо достоинстве или недостоинстве? Тогда получается, своего рода, суд, а нам заповедано: не судите, да не судимы будете (Мф., 7, 1).

Убедить себя не дать – значит заподозрить человека, подумать о нем плохо, дать ему оценку. Не лучше ли просто подать? В Святоотеческой литературе читала, что подавать нужно (как всегда у сввтцов – полное согласие с Евангелием). Если есть сомнения, – подай мало, если точно знаешь нужду – по возможности. А как мы можем знать, где истинно нужда?

В Житиях Святых описан случай, к сожалению, точно не помню, с кем из святых, кажется, это был Филарет Милостивый, или Иоанн Милостивый. К нему за подаянием пришли именитый купец (внезапно разорившийся, о чем еще никто не знал, и потому находившийся на грани гибели) и бедно одетая (вернее, переодетая, – чтобы получить побольше) женщина. Не зная всех обстоятельств на тот момент, он все же подал всем, просящим у него, как Бог на душу положил, несмотря на явное смущение в отношении упомянутых выше посетителей. И тем спас человека от неминуемой погибели (в то время полное разорение с наличием долгов означало продажу в рабство должника и всей его семьи, поэтому бедолага был готов скорее лишить себя жизни). 

После известного горбачевского указа соседка рассказала страшный случай, произошедший у близлежащего универсама. Тогда в винные отделы стояли огромные очереди – в них были, как пьющие, так и абсолютные трезвенники – отоваривали водочные талоны – не пропадать же добру, да и водка была ликвидным или обменным товаром. Так вот, к такой очереди подошел человек, начать умолять пропустить его, говорил, что ему очень плохо. В ответ – догадываетесь, что. Он стал кричать, пытался прорваться, – его вышвырнули. А он взял и умер.

Вот, говорят: пьянице – не давай. Вроде, правильно говорят. А он пришел и просит, говорит, что на еду, или на лекарство и т.д. Скорее всего, врет, но можно ли быть абсолютно уверенным? А вдруг, сейчас-то и не врет? Но даже если просит на бутылку, то, от того, что я ему не дам денег – пить не бросит, где-нибудь найдет, и хорошо, если кто-нибудь даст, а если украдет или, не дай Бог, убьет? Ну, в этих случаях еще возможно покаяние, а если внезапно умрет – как тот, у универсама (я уже не говорю о самоубийстве)?

А нынешние бомжи, – многие ли из них, вернее, - все ли повинны в своем нынешнем состоянии? Положим, что так, но разве им есть и пить не надо? Та же водка, может быть, сейчас для них - единственная возможность спасения от холода и простуды, а то и от отчаяния (наверное, это все же меньшее из зол, чем, например, убийство или самоубийство)? Кстати, многие бы из них не отказались работать, да только кто же их на работу возьмет? (Такая же проблема стоит и перед бывшими заключенными).

Чтобы решить – подавать или нет – нужно «оценить» просящего – можем ли мы это себе позволить без духовного вреда? Ну вот, грязный, вонючий бомж, да еще и не совсем трезвый, просит денег. Первая мысль – пропьет, и облегчение – не надо давать. В другой раз найдется повод не подать старушке (уж больно чистенькая, и одета неплохо). А там вспомнится, что везде пишут о «нищем бизнесе»… А разве мало среди православных (или считающихся таковыми?) которые постоянно живут за счет других? Им то все подают с большой охотой – благое дело! Хотя – не калеки, одеты, обуты, накормлены.

У нашего храма попрошайничают цыгане. Казалось бы, ну уж с этими-то точно все ясно.

Но ведь просят они: ХРИСТА РАДИ (за одно это Имя я не считаю возможным отказать). Притом, - просят ведь – не предлагают погадать, или что-нибудь купить, не воруют. Не будем подавать – пойдут на эти знакомые им промыслы. Даешь небольшую денежку, – благодарят, как могут: «Дай тебе Бог никогда не болеть», а я знаю, что болезнь – посещение и великая милость Божия. Зачем мне такая благодарность? Но ведь они – благодарят, а не проклинают, не ругают и не обманывают. Пусть только на словах (впрочем, кто может знать, что у человека в душе?), но для их то душ – все же лучше.

А еще в Житиях многих Святых нередко встречаются повествования о том, как под видом грязных нахальных нищих попрошаек к ним приходил Сам Господь, или посланный Им Ангел (например, в житиях свтригория Двоеслова или Иоанна Милостивого), испытывая их милосердие и любовь.

Помнить бы нам слова Спасителя о Страшном Суде: «…идите от Меня, проклятые, в огнь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня. Тогда…они скажут Ему в ответ: Господи! Когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе? Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне. И пойдут они в муку вечную» (Мф., 25, 41-46).

 

Ирина Ивановна Жежерун

 

 

Используются технологии uCoz