(Бесплодная смоковница)
Почему Бог не уничтожает
зло, попускает людям творить его? Почему человек делая добрые дела (даже от
зари и до зари), совсем не обязательно окажется в числе спасенных, и как
возможно, творя добро, оказаться неугодным Богу?
Из притчи о плевелах нам
становится понятным смысл долготерпения Божия, – чтобы ничто не погибло из
Божией пшеницы (душ праведных), но мы всё же продолжаем соблазняться и смущаться (точно как слуги из притчи,
предлагавшие сразу же выдернуть плевелы, т.е. уничтожить зло). Скольких дивных
святых не досчитались бы в Царствии Небесном, если бы не долготерпение Божие? –
Прп.Мария Египетская, прп.Моисей Мурин, свщмч.Киприан,
наконец, - благоразумный разбойник, на кресте покаявшийся, - им же несть числа,
кои в дни своих беззаконий были сохранены милосердием
и долготерпением Божиим. О том же говорит и апостол Петр: «Не медлит Господь исполнением обетования,
как некоторые почитают то медлением, но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб» (2
Пет., 3, 9). В том же Послании во 2-й
главе апостол Петр вспоминает о Содоме и Гоморре и о Потопе, говоря этим, что
Бог знает, как наказывать беззаконных.
Выходит, что, требуя от Бога уничтожения
зла на земле, мы выпрашиваем у Него Всемирный Потоп (вернее, теперь уже – Конец
Света)!
Или себя мы не причисляем к творящим зло (т.е. мiр лежит во зле, но мы-то -
хорошие)? Но, что
сказал пророк Давид: «не стало праведного, ибо нет верных между
сынами человеческими» (Пс.11,2) и «все
уклонились, сделались равно непотребными, нет делающего добро, нет ни одного» (Пс.13, 3),
и еще: «всяк человек ложь» (Пс.115, 2).
Или же уповаем на свои
добрые дела?
Однажды старший сын рассказал, что услышал громкую «исповедь» стоящей
перед ним женщины: Когда подошла ее очередь, на вопрос священника, в чем она
пришла покаяться, ответила, что у нее нет грехов. Батюшка удивленно спросил: «Что же, ты святая?» В ответ услышал: «все так и говорят». Должно быть, у нее
на счету очень много добрых дел.
Но в творении ли добрых дел смысл существования человека? Ужели бы
Спаситель не мог всех накормить, одеть, исцелить, осчастливить? И почему Святые
посвящали свою жизнь не служению людям, а бежали от мiра, если могли творением добрых дел обрести спасение?
Марфа. Разве не добрые дела
творила она – накормить и упокоить Господа и Его учеников? Мария же совершенно
отстранилась от этих дел, боясь и на мгновение отлучиться от Господа, или
пропустить хоть единое Его слово, чем вызвала жалобу сестры и даже ропот её на
Господа. Что же вдруг услышала Марфа? - «Едино
на потребу. Мария же благую часть избрала», (Лк., 10, 42). Марфа, судя по тому, что
вместе с сестрой своей причислена к лику Святых, -
осознала слова Спасителя, приняла их и последовала им. А мы?
В заповедях Божиих нет ни слова
о делах, скорее о не делах (т.е. то, чего не следует делать). И в Евангелии не
говорится о том, что можно спастись через дела (напр., о Марфе и Марии, – Лк.,
38-42), но о том, что
главное – внутреннее состояние человека (например, что не пища сквернит
человека, а то, что исходит из его сердца
– Мф., 15, 17-20). И уж предельно ясно говорится
о том, что Господь - Своей волей, по Своему, исключительно, милосердию, а не по делам
человеческим, дарует награду (спасение), - в притче о пришедших в единонадесятый час (Мф.,
20, 1-16).
Не «добрые» ли дела (иначе,
зачем человечеству принимать его?) будет делать антихрист, предложив стройную
систему, призванную решить все насущные проблемы человечества? И как может
быть, что, предавая на смерть (всех, кто не захочет принять эту систему и того,
кто «подарит» ее человечеству), люди будут думать, что служат Богу? Тут логика
достаточно проста: предложенная антихристом система, чтобы быть
эффективной, должна работать
повсеместно. Если же некоторая, даже самая малая, часть человечества окажется
вне зоны ее действия, система не будет считаться безупречной. А ведь она (как
будет представлено людям) призвана дать всяческое благополучие, покой и
безопасность всему человечеству. Как же не враги противящиеся ей? Да ведь и
система эта дана будет самим «богом». Значит, противники ее не только враги
всего человечества, но и богоборцы, и, стало быть, борьба с ними, вплоть до
физического уничтожения, есть дело «богоугодное». Как видим, наша убежденность в том, что дела наши
добры и богоугодны, не всегда соответствует действительности.
Впрочем, наверное,
по-настоящему добрые дела могут быть угодны Богу. Вот только кто из нас может
творить такое добро? То есть, умудриться сохранить свой «мёд» чистым, не добавляя в него «ложку дёгтя» (человекоугодия,
тщеславия, гордости, или иной какой корысти, даже просто делая добро во имя
добра, а не во Славу Божию). Но даже если для кого-то это окажется возможным,
вспомним слова Спасителя: «Кто из вас,
имея раба…станет…благодарить раба за то, что он исполнил
приказание? Не думаю. Так и вы, когда исполните всё повеленное
вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали то, что должны
были сделать» (Лк., 17, 7, 9-10)..
Выходит, что даже
по-настоящему добрые дела – совсем не те плоды, которых ждет от нас Господь? (Они,
скорее, не плоды, а цветочки, которые могут стать плодом, но могут и не стать).
В этом контексте очень показательно жизнеописание греческой геронтиссы (старицы) схимонахини Гавриилии: Будучи воспитанной в Православной вере и в удивительной любви, она, по зову этой любви, оставила все (а оставлять было что – она была из очень именитой и состоятельной семьи, с хорошим образованием и перспективами) и уехала в Индию совершенно безвозмездно ухаживать за прокаженными. Всю свою долгую и чистую жизнь она посвятила служению людям и была, как сама говорила, уверена, что Богу угодна её жизнь. Но от Бога ей было дано указание - оставить свое служение и стать монахиней, причем непременно в монастыре, хотя о монашестве она никогда и не помышляла.
Тогда каких же плодов Он
ждет от нас?
Столько вопросов, где найти
ответы? Посмотрим Евангелие:
– «Сотворите же достойный плод покаяния» (Мф.,
3, 8). - Теперь понятно, - достойный плод связан с покаянием, т.е. - с духовным деланием. А как же дела насущные?
- «Наипаче ищите Царствия Божия, и все
остальное приложится вам» (Лк., 12, 31). -
Хорошо, но где же искать его, Царствие Небесное?
- «Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк., 17, 21).
В своем Послании апостол
Петр обрисовывает нам всю «схему» восхождения к совершенству: «покажите в вере вашей добродетель, в
добродетели рассудительность, в рассудительности воздержание, в воздержании
терпение, в терпении благочестие, в благочестии братолюбие, в братолюбии
любовь. Если это в вас есть и умножается, то вы не останетесь без…плода» (2
Пет., 1, 5-8), а апостол Павел описывает венец совершенства – Любовь, которая: «долготерпит, милосердствует, …не завидует, …не
превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается,
не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется
истине; всё покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит
…никогда не перестаёт…» (1 Кор.,
13, 4-8). И вот это-то
описание и есть «список» тех плодов, которых ждет от нас Господь.
Как всё просто, и как неимоверно сложно! И как возможно этого достичь?
Евангелие отвечает и на этот вопрос: «если кто хочет идти за Мной, отвергнись себя,
и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Лк.,9,
23). То есть,
сначала надо забыть о себе, любимом, и уже потом принять те жизненные
обстоятельства, какие Божиим Промыслом будут нам посылаемы, и которые и
составят спасительный наш крест. А потом -
«следуй за Мною» (т.е., как и
Спаситель наш, Иисус Христос), с полной покорностью воле Отца Небесного, в Его
Царствие, но через Голгофу.
И кое-что еще о плодах,
самых, что ни на есть наших, плоть от плоти.
Спаситель сказал: «Если не обратитесь и не будете как дети,
не войдете в Царство Небесное» (Мф.,18, 3). Что
это значит? Господь дает нам в учителя наших собственных детей. Но чему мы
можем научиться у них, еще ничего не знающих и не умеющих? Конечно, чистоте и
простоте, незлобию и бескорыстной любви.
Но не только.
Дети - зеркало наше.
Непостижимым образом запечатлевают они наши пороки, даже тайные, порой прикровенные для нас самих, и несут наши тяжкие грехи
невинные младенцы, в неведении своем не таясь и являя всю изнанку наших душ,
как бы юродствуя, изобличают нас.
Как увидеть в себе сокровенное? Господь
дал нам такое «чудесное зеркало» – видеть себя как бы изнутри, но со стороны,
во всей своей красе (вернее, - душевной наготе). Это «зеркало» – наши дети.
У взрослых всегда находятся
внутренние или внешние сдерживающие факторы, регламентирующие их поведение,
независимо от внутреннего состояния и расположения, а у детей подобные
«тормоза» отсутствуют, поэтому мы можем видеть всю картину в целом, какова она
есть. И не только мы, но и все окружающие, и это уже нам для смирения – еще
одна грань «чудесного зеркала». Что для родителей более чувствительно, чем
дурное поведение их чад, да еще на людях? Вот уж где наша гордыня сокрушается!
«Каждое дерево познается по плоду своему» (Лк., 6, 44). Наши дети, - и обличение наше и оправдание, как сказал
апостол Павел: «спасется через чадородие»
(1 Тим., 2, 15), а значит и эти плоды вполне приемлемы для
Господа, если не окажутся негодными. Тем более, что «не собирают смокв с терновника и не снимают винограда с кустарника» (Лк., 6, 44), а
значит, если хотим достойно воспитать детей своих, нам, волей-неволей придется
исправлять, духовно изменять себя, а, значит, появится возможность и других
плодов – покаяния, терпения, смирения, и любви.
Бесплодная смоковница. За что Господь проклял ее? Красивая, вся покрыта листвой, полна жизни и сил. Радуется жизни сама и радует глаз окружающих. Но где же плоды?
Наличие густой красивой листвы не спасло смоковницу от погибели, ведь
только плоды могли оправдать ее существование. Не так ли и мы, как бесплодная
смоковница, стараемся прикрыть нашу духовную наготу листьями – «добрыми
делами», т.е. внешним деланием. Но Господь ждет от нас не пышной листвы, а плодов, а их то и нет. Листьев (дел) много, а
плодов (духовных) – нет, все думаем, что успеем еще, что еще не пришло время
плодов, а Господь вдруг возьмет и посетит, взыщет и не обрящет.
Ирина Ивановна Жежерун