«Москва, как много в этом звуке
для сердца русского слилось…»
А.С.Пушкин
ЗА ЧТО НЕ ЛЮБЯТ МОСКВУ И МОСКВИЧЕЙ?
(Шесть простых вопросов)
1998 или 1999 год. Пречистенка. Магазин «Софрино».
При входе собирают подаяние люди в монашеской одежде. Среди них стоит
иеромонах. К нему подошли, положили в ящик пожертвование, а он и говорит:
«Патриарх запретил, а я все равно буду собирать… Москва и все, кто в ней –
погибнут…», сердитый взгляд, недобрые слова. Болящий?! Может быть. Но разве он
один так думает, ассоциируя Москву с вавилонской блудницей? Большинство россиян
отделяет себя от Москвы, как бы вычеркивают Москву из России.
«Велика Россия, а отступать
некуда – за нами Москва» – так говорили наши отцы и деды. Они понимали, что
такое для русского человека – Москва. А что же теперь? Почему по всей огромной
стране нашей такая, мягко говоря, нелюбовь к Столице и ее жителям?
Давайте попробуем послушать,
чем обычно оправдывают свою нелюбовь к москвичам. Как-то в одном очень
популярном издании корреспондент обратилась к приезжей женщине с вопросом,
почему она выбрала автобусную экскурсию. В ответ услышала:
когда мы собирались в Москву (впервые),
нас предупредили: москвичи все злые, недоброжелательные, спросишь что-нибудь –
отправят в другую сторону… Список обвинений можно продолжить: и гордые, и
наглые, работать не хотят, их кормит вся
страна, и т.п. В общем, -нелюди какие-то, вроде, как и не из России, чужаки.
Хотелось бы задать несколько
вопросов этой милой женщине, а заодно
и всей нашей огромной стране: дорогие
соотечественники, скажите, пожалуйста:
Вопрос первый: много ли вы видели москвичей?
Только не из тех, кто, приезжая в ваш город на вопрос, – откуда, отвечает: «с
Москвы» (есть серьезные опасения, что именно они демонстрируют, как им кажется,
«столичный» стиль поведения, тем самым, формируя общественное мнение о жителях
столицы). Если ваш ответ – да, то, настолько ли достаточно, чтобы судить обо
всех обитателях многомиллионной Столицы? Неплохо было бы уточнить, - где вы
встретили столько москвичей: – на рынках, в крупных магазинах, на вокзалах и
центральных улицах Столицы? Если так, то доложу вам, что, скорее всего, вы
встречали кого угодно, но только не москвичей (я имею в виду коренных
жителей Столицы, т.к. только они могут определять истинное лицо Москвы и,
соответственно, только им, пожалуй, не безразлично то, что происходит с их
родным городом). В
подобных местах москвичи бывают крайне редко, и в таком процентном отношении к
общей массе, что количество их почти равно нулю (вспоминаю Олимпиаду 1980
года в Москве, которая превратилась на это время в закрытый город - непривычно
малолюдно в городе, в метро можно было сидеть даже в час пик). Гуляя с ребенком в парках
и дворах, среди порядочного количества молодых мам я встретила, может быть,
двух или трех москвичек, остальные – те, кто приехал в Москву из провинции.
Факт то, что среди нынешних обитателей
Столицы совсем не так уж много москвичей. Но, приехав в Москву и видя
вокруг себя огромное количество самых разнообразных людей, все почему-то твердо
уверены в том, что все они – непременно москвичи.
Ну, ладно, пусть их,
москвичей, но чем же так плоха Москва? -
это вопрос второй.
Говорят: в Москве жируют,
там все деньги, все живут богато, пир во время чумы…
Да, в Москву съезжаются со
всей страны те, кто хочет чего-либо достичь (правдой ли, нет ли – это другой
разговор), но как же иначе, ведь – Столица, как-никак, сюда же стекаются
огромные средства, материальные блага – только к москвичам ли?
Много строится в Москве элитного жилья, сколько в
нем живет москвичей? Москва, изначально умещавшаяся в пределах Кремля, затем в
пределах садового кольца, а теперь уже вырвавшаяся за пределы окружной дороги,
поглотив многочисленные свои пригороды и деревеньки, продолжает застраиваться
новым жильем. Но до сих пор многие коренные москвичи живут в коммуналках, а
если и в отдельных квартирах, то часто в условиях, еще худших. Почему? По тому
количеству жилья, что построено за все послевоенное время, не то, что каждая
семья, а и каждый москвич мог бы уже иметь отдельную квартиру, но едут и едут в
Москву, ищущие столичной жизни. Москва всех принимает, дает работу и кров. При
Советской власти за работу по лимиту через несколько лет давали квартиру,
получив которую, большинство уходило с не престижной работы. А на их место шел
и шел бесконечный поток из провинции. Столицу заполнила «лимита», успешно
переселяясь из провинции - в общежития, а из общежитий – в отдельные квартиры.
Коренные же москвичи до сих пор ждут своей очереди на жилье. Медленно двигалась
эта очередь раньше, а теперь и говорить нечего.
Вопрос третий - что так раздражает провинциалов в Москве? Блеск золотой клетки, в
которой задыхается Столица? Ее пленили заезжие скоробогатеи,
неузнаваемо изменили ее облик на свой вкус, разукрасили, как новогоднюю елку, безвкусной,
кричащей рекламой, огнями ночных клубов, ресторанов и казино, обезобразили
чуждой ей архитектурой и монументальными «произведениями искусства», под шумок уничтожив ее уютные дворики (вспомните Поленова),
скверы и сады. Где уж тут увидеть подлинное ее лицо? Оно сокрыто под вызывающим
бесстыдным блеском мишуры.
Но это все – внешнее, не имеющее никакого отношения к жизни простых москвичей. А то, чего не видно со стороны, сокровенное, ее живую душу, - не познать в уличной, вокзальной и магазинной толчее, не увидеть в ресторанах и казино.
Вопрос четвертый: видели ли, так презирающие «бездушных»
москвичей, - сколько в московские храмы и монастыри приходит этих самых
москвичей, приносящих каждый свою лепту, иногда – последнее, отрывая от себя и
своих семей, для пересылки в Чечню и в те города, где случились несчастья и
катастрофы?
Или длинные очереди из москвичей в пунктах сдачи крови, после каждой трагедии с
жертвами?
Вопрос пятый: скажите, известно ли вам, что
очень многие коренные москвичи уехали по
комсомольским путевкам строить и благоустраивать Россию, в основной массе не
вернувшись в Москву, а оставшись там, где прошла их
молодость. А кто же приехал на их место? Не такие же ли русские люди, как и
ныне населяющие всю нашу огромную страну, приехавшие со всей России и ставшие
моквичами? Каких же москвичей так не
любят в России?
И, наконец, последний вопрос, шестой: как можно презирать и не любить несколько миллионов совершенно
незнакомых людей, по одному только определению их места жительства?!
Поверьте, для нас,
москвичей, Москва – не столица, а родной город, наша малая Родина, а потому и
нет в нас «столичной спеси», в которой нас обвиняют.
Во многих городах России мне довелось побывать, и нигде ни я, ни мои знакомые и
друзья не выпячивали своей «столичности», (никому это
и в голову прийти не могло - так это постыдно и не умно!), но неизменно
относились с почтением к этим местам и уважением к их жителям. Но, очевидно,
бытует представление о столичных жителях – как о небожителях, которые парят где-то
высоко над всеми, раздуваясь от гордости и тщеславия, и другими быть, ну просто
никак, не могут. На самом деле, мы такие
же люди, как и все в нашей стране, с теми же проблемами, как материальными,
так и духовными, и отношение к людям у нас исключительно общечеловеческое – не
важно, откуда приехал человек, главное, – с чем он приехал, и что из себя
представляет. Но к нам приезжают со стойким предубеждением против москвичей, и
тут уж – хоть пляши, хоть пой, хоть на голове стой. Плохие мы – и все тут! Аксиома.
Чем ругать москвичей,
подумайте, каково им приходится на деле.
Представьте
себе, что в ваш дом каждый день, круглосуточно, приезжает огромное количество
самого разного люда (в т.ч. аферистов и преступников всех мастей), нежданных и
не званных гостей, многие из которых едут с одной целью – во что бы то ни стало
остаться в вашем доме, порой за ваш счет, при этом не любят и ругают вас, но
претендуют на все, что есть в вашем доме. И вот, ваш дом – уже совсем и не ваш.
Москва всегда славилась
своим гостеприимством. Радушная, по-домашнему уютная, даром что столица, она
встречала и привечала всех приезжавших в нее, многие становились москвичами,
полюбив этот красивый старинный город, освященный великим множеством
пребывающих в нем святынь. Но о тех, кто своим трудом и талантами послужил во
славу России и на благо родной Столицы, став достойным чадом Москвы на деле, а не только наименовавшись москвичом, сейчас речь не идет.
Теперь в Москву едут не за тем, чтобы послужить отечеству, да и новым
хозяевам та, старая, Москва уже не нужна.
Поймите, Москва москвичам не принадлежит, как,
впрочем, Россия теперь уже не принадлежит русским! Они в ней оказались не в
роли хозяев, а, скорее, в роли приживалок. Мешают жить новым хозяевам - и из
Центра, видите ли, не хотят уезжать на окраину, оставляя родные места, где,
порой, прошла вся жизнь, и пытаются протестовать против бесцеремонного
уничтожения всего, что дорого сердцу каждого москвича.
И опять уезжают москвичи из
плененной Столицы, как и прежде, восстанавливать и обустраивать умирающие
деревни, доведенные до последней черты продажностью чиновников, пьянством и воровством живущих на этой земле
потомков тех, кто вершил «Великую Октябрьскую».
Вчитайтесь в названия московских улиц, тезоименитых стоявшим на них храмам, великим своим количеством давшим еще одно наименование Москве – «Златоглавая»: Пречистенка, Варварка, Ильинка, Покровка, Знаменка, Якиманка…, а в самом центре – Кремль – святое сердце Москвы. Господь говорит, что каково сердце, таков и человек, ибо из сердца исходит и хорошее и дурное. А у Москвы сердце – святое!
Но есть еще и высшее
предназначение Москвы. По утверждению святых отцов, Москва – Третий Рим, а четвертому – не
бывать. Это значит, что Промыслом Божиим на Москву возложена великая миссия
духовной столицы православного мира, из которой, как от светильника,
поставленного на свещнице, свет Православия должен
сиять всему миру, свидетельствуя ему об Истине, как маяк, указывать
спасительный путь среди мрака последнего, апокалиптического времени. В связи с
этим хочется напомнить еще одно, старинное, даже не название, а – величание
Москвы – Первопрестольная! Как дорог должен быть в
очах Божиих этот город!
Поймите, что ненависть к
Столице и ее жителям культивируется врагами России. Вырви у нее сердце, и не
будет ее. Стервятники расчленят и растащат по кускам безжизненное тело. Москва
– не вавилонская блудница, а - Третий Рим. Падет Третий Рим – с ним придет конец и всей истории
человечества.
Москва моя родная, мне жаль
тебя до слез!
Тебя поработили жестоко и
всерьез.
Скорбишь под тяжким игом, и
избавленья нет.
Сыны твои повсюду плюют
брезгливо в след.
В безумии гордыни они
презрели мать,
Позволили пришельцам главу
твою попрать.
Твой благородный облик
жестоко изменить –
Прекрасную царицу – в
блудницу обрядить.
Любить тебя, жалеть тебя
сегодня не в чести,
Одной тебе придется весь
скорбный путь пройти.
Но над душой своею им власти не давай
И прегрешенья чад своих
позором искупай.
И за твое смиренье Бог не
оставит нас,
Позорного плененья пробьет
последний час.
И узрят твои недруги величие
твое,
И царское достоинство
Господь вернет тебе.
Ирина
Ивановна Жежерун