И Тебе самой оружие пройдет душу
(Лк., 2, 35)
С раннего детства Она
полностью предалась воле Божией, решила посвятить Свою
жизнь Ему, оставаясь Девой*.
И вдруг – Благовещение,
которое совершенно по иному представляет Её будущую жизнь, чем Она предполагала,
и добровольно приняв которое, Она смиренно вступает на скорбный путь Матери.
Первые дни
Её материнства, еще до рождения Младенца, уже отмечены скорбями:
подозрения Иосифа Обручника, да,
наверное, и окружающих (ведь,
и по сей день потомки тех иудеев оскорбительно отзываются о Пресвятой
Деве Марии. Для них, не принявших воплотившегося
Спасителя, не было никакого сомнения в том, что ветхий старец Иосиф никак не
мог быть отцом Младенца). Неожиданный поворот
выбранного Ею жизненного пути и непривычная для Неё (родившейся в
состоятельной семье и выросшей при богатейшем Храме) бедность. Вынужденное путешествие в Вифлеем,
отсутствие пристанища, рождение Младенца в пещере для скота. Светлый день
принесения Сына в Храм Божий – и вдруг страшное пророчество Симеона. Бегство в
Египет от неистового детоубийцы Ирода (есть предание, что во время этого бегства
Святое Семейство попало к разбойникам). Как
они жили в Египте среди чужих людей, язычников, поклоняющихся бесам, Дева-Мать,
старец Иосиф и Богомладенец?
По возвращении – домашние
заботы, тревога за Сына и бедность. Затем смерть Иосифа, и снова на долгие годы
- каждодневные заботы и всё та же скудость во всем. А еще, - можно ли хоть на
минуту забыть слова Симеонова пророчества?
На смену этим тяготам пришли другие скорби. Сын вырос и ушел на
проповедь. Много слушающих Его, но - сколько отвергших
и возненавидевших? Зависть, злоба и ненависть духовных
вождей, замышленное ими богоубийство,
поселяют в Её сердце постоянную тревогу и скорбь.
И вот Она узнает, что Он
предан одним из самых близких – из 12-ти учеников, схвачен и связан как
разбойник. Затем – неправедный суд, страшный приговор,
беснование толпы – «Распни, распни Его…»,
отвержение всех, бегство учеников.
Жестоко избитый, истерзанный
и униженный, всеми оставленный,
Он – на кресте, изувеченный, нагой (что должна чувствовать Она –
целомудренная Дева?). Даже
здесь человеческая злоба не проявила ни капли милосердия. Ужасный вид
Страдальца порождает вместо сочувствия лишь злорадство
и насмешки. Его страдания непостижимы. Но что на сердце Матери?!!!
Потом Его смерть, положение во гроб. Где же
упование, где надежда? Вся Её жизнь в Нём.
Какая вера и сила духа – Она
и тут не возроптала!..
Чего Она, многострадальная Мать, не пережила, чего не испытала? Она –
Матерь Господа нашего, Царица Небесная, сама прошла и освятила спасительный скорбный путь материнства.
Она же и поможет всем нам, с верою и любовью приходящим к Ней.
Ирина Ивановна Жежерун
_______________________________________
*И в этом решении удивительным образом
сказывается Её непостижимое смирение. В то время весь еврейский народ жил
обетованием рождения Мессии, поэтому добровольный отказ от супружества и
материнства казался совершенно невозможным, т.к. потенциально каждая девушка
могла (и питала в себе эту надежду) стать Его Матерью. Знала об этом и
Пресвятая Дева Мария, но по величайшему Своему
смирению, считала себя недостойной такой чести и добровольно отказалась от,
даже предположения, такой возможности. Но у Неё была заветная мечта – послужить Той, Которая окажется достойной. И вот, чтобы ничто не
мешало Ей совершить это служение, Она и приняла такое, невероятное для того
времени, решение.