Посвящается, с благодарностью,

Фазилю (Василию) Ирзабекову,

нерусскому русскому человеку

 

 

 

СТРАНА ИВАНОВ

 

«…и наречеши имя ему Иоанн…Будет бо велий пред Господем… И многих… обратит ко Господу Богу: И той предъидет пред Ним духом и силою Илииною… уготовати Господеви люди совершенны» (Лк., 1, 13-17).

 

Недавно довелось прочесть замечательную книгу Фазиля (Василия) Ирзабекова «Тайна русского слова». В ней, в разделе «Иваны, помнящие родство» автор задумывается о необыкновенной любви русских к имени «Иван» (к слову сказать, это действительно, удивительно, ведь имя-то - не только не русское по своему происхождению, но даже и не созвучное, а потому неудобопроизносимое для русского языка, что и привело к его трансформации: Иоанн-Иван).

 Кстати, моего отца звали Иваном, и его родного брата – тоже. История удивительная, к тому же созвучная нашей теме, и потому хочется её рассказать, так что - простите за небольшое отступление:

 Мой дед Феодосий был глубоко верующим человеком, построил храм, был в нём ктитором, канонархом. Когда родился старший сын, его назвали Иваном. Все бы хорошо, но через несколько лет появился на свет мой отец, и родился он 22 июня(н.ст.5 июля) 1915 года, – за день до Рождества Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, – как дед мог устоять и назвать сына иначе?! Так и жили в одной семье два родных брата, оба - Иваны… Замечательна в этом смысле и приведенная в книге цитата из оавла Флоренского (причем, тоже за 1915 год (!)),: «Знаю, что самое русское имя – Иван. Кротость, простоватость (или простота). У меня ноет желание, «желание чрева моего», иметь сына Ивана. Хочется родить сына Ивана».

Но вернемся к размышлениям об истоках этого удивительного явления.

«Издавна размышляя над феноменом исторического пристрастия русского человека именно к этому мужскому имени», автор, «пришел к выводу», что слова Спасителя: «Аминь глаголю вам, не воста в рожденных женами болий Иоанна Крестителя» (Мф., 11, 11) и стали причиной особого почитания этого святого у русских. И хотя предположение связи любимого русскими имени с Предтечей представляется совершенно справедливым, думается, что богомудрый и смиренный русский народ едва-ли руководствовался в своей любви к Крестителю Господню только «высочайшей характеристикой», данной Спасителем Иоанну Предтече. Подтверждение тому можно найти в самом начале упомянутой главы, где автор говорит, что «некоторые наши братья по вере – те же греки и болгары … щедро награждают своих мальчиков» именем «Иисус», «Русским же людям нарекать своих чад именем Иисуса и в голову не придет. По сей день они привычно называют своих мальцов Иванами», что свидетельствует о глубочайшем смирении русских, даже не допускающих мысли, что кто-то из них может возвыситься до этого имени (косвенно, об особом отношении к этому имени русских может свидетельствовать и печально известный «имябожнический бунт» в русском Пантелеимоновом монастыре на Афоне, в 1908-1913 гг., ставший следствием развившейся там имябожнической ереси). Так что амбициозный подход к именам не свойственен русским. Да и не менее почитают на Руси, к примеру, святителя Николая, и пророка Илию, и апостолов Петра и Павла. Тогда, чем можно объяснить это удивительное явление?

Попробуем взглянуть на этот вопрос с позиции православного мировоззрения

В православном сознании существует понимание особой миссии Руси, как Третьего Рима – носителя и хранителя чистоты Православной веры. Россия, в данном контексте, и есть тот град, стоящий на верху горы и светильник, поставленный на свещнице, который светит всем Вы есте свет мiра: не может град укрытися верху горы стоя. Ниже вжигают светильника и поставляют его под спудом, но на свещнице, и светит всем» (Мф., 5, 14-15)) во мраке последнего, апокалиптического времени, чтобы подготовить человечество к Пришествию Господню, - Второму. В Первое Пришествие Его эту миссию осуществил Иоанн Предтеча. То есть, Россия в возложенной на неё Богом миссии является олицетворением Предтечи Господня (сравните предыдущую цитату со словами Господа об Иоанне Предтече: «Он бе светильник горя и светя» (Ин.,5, 35)). Потому и страна наша – Страна Иванов, и любой мужчина в ней для иностранца – Иван («…и уже не первое столетие всех здешних мужчин именно так кличут за ближними и дальними пределами их необъятной сказочной земли»). Не умом, а душой (которая, по природе своей христианка (Тертуллиан)) чувствуют иностранцы эту истину. Но если она так ясна для всего мiра, потерявшего Бога, то насколько очевидна должна быть для самих русских! Думается, что это и проявилось в обсуждаемом нами удивительном явлении. И, пожалуй, учитывая молодой возраст русской нации, вполне можно отнести и к ней пророчество праведного Захарии, отца Иоанна Предтечи: «И ты отроча, пророк Вышняго наречешися: предъидеши бо пред лицем Господним уготовати пути Его, дати разум спасения людем Его» (Лк., 1, 76-77). Россия, Святая Русь, сохранившая во всей чистоте Православие, и несет его спасительный свет всем заблудивщимся во тьме неверия, или лжеверия, людям.

Кстати, сейчас вновь огромное количество народившихся мальчишек называют Иванами. Даже наш хороший друг, женатый на русской женщине и живущий в Москве серб, когда родил сына, твердо сказал, что звать его будут - «только Ваня»! По предположению автора книги, «число Иванов, Ванечек и Ванюшек в нашей стране не просто статистика, а некий показатель духовного состояния, духовного роста, духовной мощи русской нации». С одной стороны, отрадно. Но, вспомним, что Предтеча родился за полгода до Рождества Христова… Неужто, «близ есть, при дверех» (Мф., 24, 33)?… Конечно, речь не о конкретных сроках и датах, тем более, что «у Бога один день, как тысяча лет», а лишь об оценке явлений – «…лице небу и земли весте искушати: времени же сего како не искушаете» (Лк., 12, 26).

Интересно и сопоставление бытия России с жизнью Иоанна Предтечи, который с самых первых месяцев своей жизни был лишен отца, крова, всего достояния (как и Россия – своего Царя-батюшки, самой страны своей, захваченной, разоренной и разграбленной); спасался от Иродовых слуг, избивших всех младенцев в возрасте до двух лет, в пустыни, где, лишившись попечения вскоре умершей матери, был храним особым Попечением Божиим (как и Россия, насильственно лишенная завоевателями попечения Матери-Церкви, по сей день хранима Промыслом Божиим посреди духовной пустыни одичавшего без Бога мiра). Терпя скудость во всем, Иоанн возрастал духовно, пока не был изведен из пустыни для того, чтобы возвестить людям о скором Пришествии Христовом. Он выполнил свою миссию, возложенную на него Богом до конца, до самых глубин ада дошла проповедь его («благовестил еси и сущим во аде Бога, явльшегося плотию» (тропарь Предтече)). И, вновь осознавшая себя Православной, Россия ввергнута сегодня в самые глубины адовы. Но голос её – глас вопиющего в пустыни -, не заглушить уже никому. Если только устоит, не отступит от завещанного ей: «Русь Святая, храни веру Православную, в ней же тебе утверждение» (стихира всем русским святым).

 

 

                                                                                    Ирина Ивановна Жежерун

                                                                                               

Используются технологии uCoz